Язык программирования C++ для профессионалов

       

Программируемые отношения


Конкретный язык программирования не может прямо поддерживать любое понятие любого метода проектирования. Если язык программирования не способен прямо представить понятие проектирования, следует установить удобное отображение конструкций, используемых в проекте, на языковые конструкции. Например, метод проектирования может использовать понятие делегирования, означающее, что всякая операция, которая не определена для класса A, должна выполняться в нем с помощью указателя p на соответствующий член класса B, в котором она определена. На С++ нельзя выразить это прямо. Однако, реализация этого понятия настолько в духе С++, что легко представить программу реализации:

class A { B* p; //... void f(); void ff(); };

class B { //... void f(); void g(); void h(); };

Тот факт, что В делегирует A с помощью указателя A::p, выражается в следующей записи:

class A { B* p; // делегирование с помощью p //... void f(); void ff(); void g() { p->g(); } // делегирование q() void h() { p->h(); } // делегирование h() };

Для программиста совершенно очевидно, что здесь происходит, однако здесь явно нарушается принцип взаимнооднозначного соответствия. Такие "программируемые" отношения трудно выразить на языках программирования, и поэтому к ним трудно применять различные вспомогательные средства. Например, такое средство может не отличить "делегирование" от B к A с помощью A::p от любого другого использования B*.

Все-таки следует всюду, где это возможно, добиваться взаимнооднозначного соответствия между понятиями проекта и понятиями языка программирования. Оно дает определенную простоту и гарантирует, что проект адекватно отображается в программе, что упрощает работу программиста и вспомогательных средств.

Операции преобразований типа являются механизмом, с помощью которого можно представить в языке класс программируемых отношений, а именно: операция преобразования X::operator Y() гарантирует, что всюду, где допустимо использование Y, можно применять и X. Такое же отношение задает конструктор Y::Y(X). Отметим, что операция преобразования типа (как и конструктор) скорее создает новый объект, чем изменяет тип существующего объекта. Задать операцию преобразования к функции Y - означает просто потребовать неявного применения функции, возвращающей Y. Поскольку неявные применения операций преобразования типа и операций, определяемых конструкторами, могут привести к неприятностям, полезно проанализировать их в отдельности еще в проекте.

Важно убедиться, что граф применений операций преобразования типа не содержит циклов. Если они есть, возникает двусмысленная ситуация, при которой типы, участвующие в циклах, становятся несовместимыми в комбинации. Например:


class Big_int { //... friend Big_int operator+(Big_int,Big_int); //... operator Rational(); //... };

class Rational { //... friend Rational operator+(Rational,Rational); //... operator Big_int(); };

Типы Rational и Big_int не так гладко взаимодействуют, как можно было бы подумать:

void f(Rational r, Big_int i) { //... g(r+i); // ошибка, неоднозначность: // operator+(r,Rational(i)) или // operator+(Big_int(r),i) g(r,Rational(i)); // явное разрешение неопределенности g(Big_int(r),i); // еще одно }

Можно было бы избежать таких "взаимных" преобразований, сделав некоторые из них явными. Например, преобразование Big_int к типу Rational можно было бы задать явно с помощью функции make_Rational() вместо операции преобразования, тогда сложение в приведенном примере разрешалось бы как g(BIg_int(r),i). Если нельзя избежать "взаимных" операций преобразования типов, то нужно преодолевать возникающие столкновения или с помощью явных преобразований (как было показано), или с помощью определения нескольких различных версий бинарной операции (в нашем случае +).

Содержание раздела