Объекты класса как члены
Рассмотрим пример:
class classdef { table members; int no_of_members; // ... classdef(int size); ~classdef(); };
Цель этого определения, очевидно, в том, чтобы classdef содержал член, являющийся таблицей размером size, но есть сложность: надо обеспечить вызов конструктора table::table() с параметром size. Это можно сделать, например, так:
classdef::classdef(int size) :members(size) { no_of_members = size; // ... }
Параметр для конструктора члена (т.е. для table::table()) указывается в определении (но не в описании) конструктора класса, содержащего член (т.е. в определении classdef::classdef()). Конструктор для члена будет вызываться до выполнения тела того конструктора, который задает для него список параметров.
Аналогично можно задать параметры для конструкторов других членов (если есть еще другие члены):
class classdef { table members; table friends; int no_of_members; // ... classdef(int size); ~classdef(); };
Списки параметров для членов отделяются друг от друга запятыми (а не двоеточиями), а список инициализаторов для членов можно задавать в произвольном порядке:
classdef::classdef(int size) : friends(size), members(size), no_of_members(size) { // ... }
Конструкторы вызываются в том порядке, в котором они заданы в описании класса.
Подобные описания конструкторов существенны для типов, инициализация и присваивание которых отличны друг от друга, иными словами, для объектов, являющихся членами класса с конструктором, для постоянных членов или для членов типа ссылки. Однако, как показывает член no_of_members из приведенного примера, такие описания конструкторов можно использовать для членов любого типа.
Если конструктору члена не требуется параметров, то и не нужно задавать никаких списков параметров. Так, поскольку конструктор table::table() был определен со стандартным значением параметра, равным 15, достаточно такого определения:
classdef::classdef(int size) : members(size), no_of_members(size) { // ... }
Тогда размер таблицы friends будет равен 15.
Если уничтожается объект класса, который сам содержит объекты класса (например, classdef), то вначале выполняется тело деструктора объемлющего класса, а затем деструкторы членов в порядке, обратном их описанию.
Рассмотрим вместо вхождения объектов класса в качестве членов традиционное альтернативное ему решение: иметь в классе указатели на члены и инициализировать члены в конструкторе:
class classdef { table* members; table* friends; int no_of_members; // ... };
classdef::classdef(int size) { members = new table(size); friends = new table; // используется стандартный // размер table no_of_members = size; // ... }
Поскольку таблицы создавались с помощью операции new, они должны уничтожаться операцией delete:
classdef::~classdef() { // ... delete members; delete friends; }
Такие отдельно создаваемые объекты могут оказаться полезными, но учтите, что members и friends указывают на независимые от них объекты, каждый из которых надо явно размещать и удалять. Кроме того, указатель и объект в свободной памяти суммарно занимают больше места, чем объект-член.